Почему Москва позволяет Тель-Авиву бомбить самые боеспособные силы в САР?
В провинции Сувейда спецслужбы САР задержали грузовую машину с оружием израильского производства. Об этом 14 февраля сообщило сирийское официальное информагентство САНА.
Сообщается, что спецслужбы остановили грузовик, в котором были обнаружены ракетные снаряды израильского производства, боеприпасы для гранатометов, пулеметы и патроны. Машина направлялась в провинцию Дараа на территорию, подконтрольную боевикам. САНА напоминает, что 20 января силовики сорвали попытку террористов перевезти крупную партию оружия и боеприпасов с востока провинции Дараа в провинцию Сувейда.
Отметим, что в декабре 2015 года появились сообщения о том, что в Ираке был задержан израильский бригадный генерал Юсси Элон Шахак, который вроде как на допросе признал связи «Моссада» с «Исламским государством». Были данные и том, что в израильских госпиталях лечатся боевики группировки «Джебхат ан-Нусра» - об этом писали такие крупные израильские издания, как Haaretz и «Едиот Ахронот».
Много вопросов вызывают и бомбардировки Израилем в Сирии позиций ливанской «Хезболлы», а заодно — войск Башара Асада и иранцев. Так, в январе 2015-го в результате атаки ВВС Израиля на территории Сирии был убит генерал иранского Корпуса стражей исламской революции Мохаммад Алиулла Даади.
Но одно дело, когда удары наносились до появления ВКС РФ в САР и наших развернутых средств ПВО, и совсем другое — бомбардировки после вмешательства России в конфликт в конце сентября 2015 года. Тогда при поддержке нашей авиации правительственные силы перешли в наступление, а именно бойцы «Хезболлы», по признанию экспертов, по уровню подготовки превосходят даже иранцев, которые в свое время и создали ливанское движение. Скажем, и сейчас в боях на севере Алеппо ударные силы составляют, скорее, даже не правительственные войска Асада, а иностранные шиитские формирования, в том числе ливанской «Хезболлы».
Судя по сообщениям из открытых источников, впервые после появления российских военных в Сирии Израиль ударил по «Хезболле» и правительственным войскам в конце октября. Затем 11 ноября сирийские и ливанские СМИ сообщили, что израильские ВВС нанесли серию ударов по цели в районе дамасского аэропорта. Тогда, предположительно, были уничтожены иранские вооружения, предназначенные для «Хезболлы».
23 ноября был нанесен воздушный удар по смешанному гарнизону «Хезболлы» и регулярной армии Сирии в районе деревни Рас аль-Маара. 20 декабря в результате авиаудара израильских ВВС по одному из районов Дамаска был убит один из лидеров «Хезболлы» Самир Кантар. А 9 февраля 2016 года истребители ВВС Израиля совершили ночью рейд на позиции, которые занимают отряды шиитского движения в районе Эль-Катиф на шоссе Дамаск-Хомс.
Бывший 1-й секретарь посольства СССР в Ливане, советник посольства России в Вашингтоне, а ныне президент Российского общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов говорит, что удары Израиля по позициям «Хезболлы» в Сирии противоречат российской официальной внешнеполитической линии — нашей позиции по арабо-израильскому конфликту и происходящему в Сирии.
— Любое военное вторжение на территорию суверенного государства не допустимо. Действия Израиля — попытки под общую сумятицу как-то решать свои политические задачи, подорвать боеспособность «Хезболлы» — грубо нарушают международное право.
И хотя некоторые страны признают «Хезболлу» террористической организацией, Россия этого не делает. Почему? «Хезболла» не совершала терактов на территории РФ, не связана с незаконными вооруженными формированиями, действующими на Северном Кавказе, и является законной общественно-политической силой — имеет большую фракцию в парламенте Ливана и представлена в правительстве.
Сейчас главная задача российской дипломатии и военных в Сирии — обеспечить стабильность на границах с Иорданией и Израилем, Ливаном, Ираком и Турцией. Самый проблемный участок, как известно, - на сирийско-турецкой границе, через который в САР идет поток оружия, боеприпасов и боевиков.
Но что касается Израиля, то здесь, я считаю, Россия просто проявляет выдержку. Я уверен, что по дипломатическим каналам ему делаются соответствующие предупреждения, тем более что в конце декабря Израиль, судя по всему, наносил удары по «Хезболле» из своего воздушного пространства — управляемыми ракетами. Согласитесь, защищать «Хезболлу», сбивая израильские ракеты противоракетами ЗРС С-400 — не самое подходящее занятие для РФ в нынешней ситуации.
— Старейшая израильская газета Haaretz ранее публиковала материал, в котором утверждалось, что боевики «Джебхат ан-Нусры» лечатся в израильских госпиталях. А в 2013 году были опубликованы данные (документально подтвержденные) о том, что 300 членов «ан-Нусры», которые получили ранения в ходе столкновений в Сирии, официально проходили лечение в израильских больницах — в Нагарии, Сафаде (Цфате), а так же в Табарее.
— Я не думаю, что Израиль спонсирует «ан-Нусру» — для него это все равно неприемлемая организация. Но! В плане ослабления сирийских властей и сирийского государства в целом, израильтяне, безусловно, заинтересованы оказывать помощь тем или иным группировкам.
Израиль не заинтересован в том, чтобы исламистские группировки в САР были разбиты. Он преследует цели максимально ослабить соседние арабские государства, и в первую очередь — Сирию, и не дать им возможность укрепить свои военные структуры. Если таким ослаблением занимается «Джебхат ан-Нусра» или какие-то другие экстремистские группировки, то Израиль не против этого.
По имеющимся данным, помощь заключается в том, что «ан-Нусре» в направлении Голанских высот оказывалась огневая поддержка с территории Израиля, а также принимались на лечение раненые боевики. И хотя было объявлено, что это — «умеренные сирийские оппозиционеры, пострадавшие от бездушной сирийской власти», но всем известно, что в районе Голанских высот действуют группировки, которыми руководит «ан-Нусра».
Военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев также замечает, что для РФ сейчас стратегическая задача в САР — перекрыть границы.
— Перекрытие границ с Израилем, Иорданией и с Ливаном (состоялось после обмена боевиков на мирных жителей в городе Забадани) позволяет фактически закрыть страну с юга. Имея проблемы с Турцией, вряд ли кто-то хочет, чтобы отношения осложнились и с Израилем. Поэтому, я так понимаю, РФ приходится закрывать глаза на некоторые действия Тель-Авива.
Также я полагаю, что Москва еще в сентябре (когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в срочном порядке прибыл в Москву вместе начальником генштаба Армии обороны Израиля и командиром военной разведки для обсуждения в том числе и вопросов пресечения инцидентов в воздухе — «СП») пообещала, что не будет передавать «Хезболле» современные виды вооружения. Возможно, были взяты и еще какие-то обязательства.
В любом случае РФ и Израилю явно удалось договориться о том, что если российский самолет случайно войдет в израильское воздушное пространство, то Тель-Авив это воспримет спокойно и не будет задействовать системы ПВО. Как мы знаем, в конце ноября 2015 года (после того, как турки сбили наш фронтовой бомбардировщик Су-24М) подобный инцидент имел место, но как заявил министр обороны страны Моше Яалон: «Обошлось без происшествий».
Израильтян также смущает тот факт, что на территории Сирии РФ активно использует системы РЭБ, которые, по некоторым данным, находятся в Тартусе. Они настолько мощные, что по признанию некоторых израильских экспертов, подавляют систему управления. Например, были случаи, что израильские самолеты, входя в воздушное пространство Сирии, полностью теряли связь с «землей».
Таким образом, между Израилем и РФ существуют некоторые договоренности о том, чтобы друг другу не мешать, однако за них приходится платить — в итоге РФ не всегда может запретить нанесение авиаударов по своему ситуативному союзнику из Ливана. Причем действительно есть данные о том, что израильские самолеты предпочитают атаковать «Хезболлу» со своей территории, то есть, применяя управляемые ракеты.
Что касается «Хезболлы», то ее бойцы достаточно хорошо воют в городах. Сейчас они активно задействованы в Алеппо — освобождение кварталов идет при их непосредственном участии. Но я полагаю, что по мере подготовки сирийской армии, которая сейчас ведется, потребность в «Хезболле» и КСИР будет постепенно снижаться. То есть уклон будет делаться на самостоятельное проведение операций силами САА без привлечения «Хезболлы», КСИР, хазарайцев и иракских шиитов.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что мы не можем позволить себе конфликтовать с Израилем из-за «Хезболлы».
— Израиль не так активен в САР, как Турция и Саудовская Аравия, но при этом, безусловно, играет с ними в одну игру. Фактически Израиль — это скрытый неформальный член антииранской коалиции во главе с Саудовской Аравией, но он находиться чуть в стороне и ему объективно выгодно, чтобы в этом конфликте все друг друга перебили.
|