Когда президент Владимир Путин на следующей неделе будет председательствовать на саммите стран "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, он, как ожидается, подпишет план действий в области энергетики, изобилующий рыночной риторикой об улучшении инвестиционного климата, поддержке конкуренции и увеличении доступа к энергетическим рынкам.
Однако в последние месяцы Москва ввела строгие ограничения для иностранных инвестиций в нефтяные и газовые месторождения, одновременно цементируя позиции крупных государственных монополий, таких как газовый гигант "Газпром".
Вчера Россия, через несколько недель после того, как ЕС призвал Москву открыть свою систему газопроводов, приняла закон, предоставляющий "Газпрому" эксклюзивные права на экспорт российского газа.
Этот разрыв иллюстрирует, насколько разнятся взгляды России и других членов G8 на энергетическую безопасность - а именно такую тему Путин сделал главным вопросом повестки саммита.
"Можете называть это "доктриной Синатры" (имеется в виду песня Фрэнка Синатры My Way - "Мой путь". - Прим. пер.), - сказал в интервью Марк Франко, глава делегации Еврокомиссии в России. - Россия убеждает нас, что они будут работать над такими вопросами, как доступ на рынок, но они идут своим путем".
Хотя это может вызвать тревогу в правительствах некоторых стран, российский путь не оттолкнул многие крупные международные энергетические компании, жаждущие получить доступ к обширным российским запасам.
Крупные нефтяные компании из Азии и Европы проявляют большой интерес к покупке акций в ходе первичного публичного размещения акция государственной нефтяной компании "Роснефть". IPO может потянуть на 12 млрд долларов, но среди западных инвестиционных фондов это мероприятие вызвало смешанную реакцию. Они считают намеченную цену компании завышенной.
"Единственный способ для нас получить доступ к российским ресурсам - это хорошие отношения с "Роснефтью" или "Газпромом", - сказал один западный руководитель из нефтяной индустрии. Участвуя в покупке акций "Роснефти", добавил он, "вы покупаете билет".
Люди, знакомые с ситуацией, говорят, что интерес к покупке акций проявили компании BP и Royal Dutch Shell, а также китайская China National Petroleum и малазийская Petroliam Nasional (Petronas). Каждая из них может купить акций на 1 млрд или больше, причем корпоративным покупателям достанется более половины акций, говорят осведомленные лица. Однако окончательные условия будут определены только 13 июля, во время оценки IPO. Могут принять участие и другие европейские и азиатские компании.
Для BP, которая инвестировала 7 млрд в совместное предприятие в России в 2003 году и совместно с "Роснефтью" работает над проектом на Дальнем Востоке России, обеспечение хороших отношений с российской государственной компанией - важная мотивация для участия. BP планирует инвестировать в покупку акций порядка 2 млрд, сказал осведомленный источник.
China National Petroleum предполагает вложить 3 млрд в IPO, если "Роснефть" даст обязательства по нефтяным поставкам и участию в проектах в России, сказали люди, близкие к китайской компании.
"Роснефть", однако, сопротивляется призывам предоставить особые условия крупным компаниям, настаивая, чтобы они участвовали в IPO на тех же условиях, что и другие потенциальные покупатели.
Председательство России на саммите G8 имеет место на фоне растущего беспокойства Запада в связи с энергетическими поставками и скачком цен. Россия, которая уже поставляет четверть европейского газа и занимает второе место по поставкам нефти в мире после Саудовской Аравии, пытается использовать свои ресурсы в качестве рычагов воздействия на большей территории.
Российский законопроект ограничивает участие иностранных компаний миноритарными пакетами акций, если только речь не идет об участии в разработке самых мелких нефтяных и газовых месторождений. В данный момент таких ограничений нет, и новый закон не будет затрагивать уже заключенные сделки.
Чиновники Кремля признают, что между Россией и другими членами G8 нет полного взаимопонимания. "Когда энергобезопасность наши партнеры понимают как полный контроль над нашей трубопроводной системой и нашими недрами, мы так ее не понимаем", - сказал на прошлой неделе высокопоставленный помощник Путина Владислав Сурков.
В Европе растут опасения, что "Газпром" инвестирует недостаточно средств в разработку новых месторождений с точки зрения обеспечения адекватного роста производительности. По оценкам экспертов ЕС, ежегодный импорт природного газа удвоится к 2030 году, с 275 млрд до 535 млрд кубометров. Российский экспорт газа с начала 1990-х возрос незначительно и составляет в общей сложности порядка 160 млрд кубометров.
"Главным образом нас беспокоит, сможет ли Россия продолжать удовлетворять растущий спрос на газ в Европе", - говорит Франко.
"Газпром" настаивает, что газа у него предостаточно и что он делает необходимые инвестиции для того, чтобы в будущем удовлетворить растущий спрос.
Представители России обвиняют Европу в двойных стандартах, говоря, что европейцы ратуют за либерализацию в России, но не хотят при этом допускать российские компании на свои рынки.
"Мы не понимаем и не чувствуем, что правительства и бизнес-компании в странах "большой восьмерки" готовы полностью открыть свои режимы, чтобы российские компании инвестировали", - сказал помощник Путина Игорь Шувалов.
|