История ООО «Оренбурггазпром» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») и Карачаганакского месторождения в Казахстане напоминает грустную притчу: молодые люди обручились еще в детстве, но даже в зрелом возрасте не могут пожениться изза того, что их родственникам трудно определиться с приданым, хотя все стороны желают заключить союз как можно быстрей.
ООО «Оренбурггазпром» — крупнейший газоперерабатывающий комплекс в России. Его история начиналась в ноябре 1966 года. Тогда на левом берегу реки Урал, неподалеку от Оренбурга, было открыто Оренбургское газоконденсатное месторождение (ОГКМ). Его ширина составила 20 км, протяженность — 120 км, запасы газа оценили в 1,8 трлн кубометров. Начало освоения
ОГКМ в одночасье изменило жизнь степного края. В 1971 году обустройство месторождения было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой. За пару лет число жителей Оренбурга увеличилось втрое. Государство вкладывало в строительство газового комплекса огромные средства. Вложения окупались сторицей.
Уже в 80е годы годовой объем добычи на ОГКМ достиг 48,7 млрд кубометров газа. Были введены в эксплуатацию 11 установок комплексной подготовки газа, построены магистральные газопроводы на Самару, Ново-Псков, Заинск, а также газопровод «Союз», по которому начались поставки в европейские страны. Для переработки добываемого сырья построили два завода — газоперерабатывающий и гелиевый (Оренбурггазпром сегодня — один из основных поставщиков гелия на рынки Европы).
Изначально Оренбурггазпром был привязан к башкирскому нефтеперерабатывающему и нефтехимическому комплексу. Но нефтянка Башкирии в конце 70х годов вошла в период падающей добычи, ее мощная нефтехимия начала испытывать недостаток сырья. Потому в Оренбурге не стали создавать глубокую переработку углеводородов, ограничившись организацией производств сухого очищенного газа, этана, стабильного газового конденсата, сжиженных газов, гелия и серы. Эта продукция стала сырьем для башкирских нефтехимических заводов.
Когда в начале 80х годов на оренбургском месторождении наметилось падение добычи, Госплан заблаговременно «пристегнул» к Оренбурггазпрому новое Карачаганакское газоконденсатное месторождение в Казахстане. Объем его запасов — 1,35 трлн кубометров газа и 1,5 млрд баррелей жидких углеводородов. Таким образом, советские власти благополучно решали проблему загрузки перерабатывающих мощностей оренбургского комплекса. Карачаганак был введен в эксплуатацию Оренбурггазпромом в 1984 году. Тогда же первые объемы казахстанского газа и нестабильного конденсата пошли на оренбургские заводы. Это сырье отличалось от оренбургского повышенным содержанием кислых компонентов (4,5% сероводорода и до 5% углекислого газа), что потребовало модернизации мощностей газохимического комплекса в Оренбурге. Тем не менее с обретением новой подземной кладовой перспективы развития Оренбурггазпрома были более чем оптимистичны: газовые перерабатывающие мощности обеспечивались работой на долгие годы.
Радужные настроения российских газовиков начали угасать после развала СССР. В конце 90х годов суверенный Казахстан передал права на разработку Карачаганакского месторождения международному консорциуму (сегодня Karachaganak Petroleum Operating; KPO). Согласно соглашению о разделе продукции, заключенному в 1997 году и рассчитанному на 40 лет, доли участия между партнерами по консорциуму распределились следующим образом: британская компания BG и итальянская Eni получили по 32,5%, американский концерн Chevron — 20% и российское ОАО «Лукойл» — 15%.
Несмотря на приход на Карачаганак нового разработчика, поставки сырья в Оренбург из Казахстана продолжились: у KPO не было других рынков сбыта газа и конденсата. В 2003 году на Оренбургском газоперерабатывающем заводе состоялась церемония пуска в эксплуатацию нового комплекса приема газа с Карачаганакского месторождения. Менее чем за год была построена дополнительная нитка газопровода в 7 км и коммуникационные сооружения. Новый объект позволил увеличить переработку карачаганакского газа на Оренбургском ГПЗ с 3,5 до 7 млрд кубометров газа в год. Как отметил на церемонии пуска заместитель председателя правления Газпрома Александр Рязанов, открытие комплекса свидетельствует о хороших предпосылках для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества России и Казахстана в газовой отрасли.
Однако вскоре КРО и казахстанские власти задумались о строительстве собственных перерабатывающих мощностей, что могло перечеркнуть планы Газпрома. Между сторонами начался торг. Среди главных доводов, которые российский концерн выдвигал в пользу переработки газа в Оренбурге, — экономическая нецелесообразность строительства нового предприятия в Казахстане. Расширение и модернизация Оренбургского ГПЗ под переработку дополнительно примерно 8 млрд кубометров газа специалисты оценили в 300 — 320 млн долларов. Провести необходимую работу можно очень быстро, примерно за 1,5 — 2 года, в то время как строительство собственного ГПЗ в Казахстане оценивается в 1,5 — 2 млрд долларов, а срок возведения — в три-пять лет. Соответственно себестоимость переработки газа на новом казахстанском ГПЗ может достигать порядка 25 долларов за 1 тыс. кубометров. Аналогичный показатель на Оренбургском ГПЗ — вдвое меньше.
Кроме того, по расчетам специалистов, собственный ГПЗ окупится в том случае, если 90% углеводородов пойдут на экспорт, к примеру, в Европу. А на этом пути — Газпром, единственный владелец «трубы». Впрочем, есть еще один крупный потребитель, готовый покупать газ по мировым ценам, — Китай, но строительство газопровода туда — дело дорогое и долгое. Трубопровод намерены создавать, но пока национальная нефтегазовая компания Казахстана «КазМунайГаз» и китайская нефтегазовая корпорация CNPC только разрабатывают обоснование инвестиций в его строительство. А добываемый газ уже сегодня надо перерабатывать и продавать.
КРО и казахстанские власти со всеми доводами россиян соглашались, но окончательно связывать Карачаганак и Оренбург не спешили. Долгие раздумья объяснимы. Строительство собственного газоперерабатывающего завода в Казахстане помогло бы почти полностью избавиться от газовой зависимости, обеспечить тысячи новых рабочих мест, увеличить возможности экспорта газа.
Пока Казахстан медлил с принятием окончательного решения, Газпром и российское правительство старались сделать все, чтобы пролоббировать собственный проект. В Казахстан летали многочисленные делегации чиновников различного ранга. Руководство Оренбургской области активно вело переговоры с коллегами из ЗападноКазахстанского акимата (на территории этой области находится Карачаганак). «Переговоры о совместной переработке карачаганакского газа начались в середине 90х годов прошлого века, — рассказывает министр информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области Сергей Горшенин, — стороны не смогли прийти к единому мнению: это стало серьезной исторической ошибкой и крупным экономическим просчетом. Мы обязаны были использовать все возможные политические и дипломатические приемы, чтобы положительно решить эту проблему».
Переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки только после того, как к нему подключился президент РФ Владимир Путин. Первые договоренности были достигнуты после его визита в Казахстан в 2005 году. Именно тогда главы двух государств решили создать совместное предприятие по переработке карачаганакского газа на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. По словам генерального директора ООО «Оренбурггазпром» Сергея Иванова, к подписанию данного контракта россияне готовятся последние два года, специалисты с российской и казахстанской сторон разрабатывают схемы и технико-экономические обоснования. Для увеличения переработки казахстанского газа до 15 млрд кубометров в год на ГПЗ потребуется построить три новые установки, дополнительно провести два газопровода от Карачаганака до Оренбурга, а также реконструировать действующие объекты. «Сейчас идут рабочие совещания, нам предстоит определиться по участию и ответственности сторон, — говорит Сергей Иванов. — Предположительно Газпром войдет в совместное предприятие активами ГПЗ, а “КазМунайГаз” от лица казахстанской стороны направит инвестиции. Думаю, необходимые для подписания документы уже готовы. Вероятно, это будет межправительственное соглашение».
Весной этого года подписан меморандум о взаимопонимании в отношении будущих поставок газа в Оренбург. Он заложил основу для ведущихся переговоров между участниками КРО, Республикой Казахстан и Газпромом. В этом году планируется увеличить объемы поставок карачаганакского газа на Оренбургский ГПЗ до 8 млрд кубометров, к 2012 году ежегодные поставки газа должны возрасти еще вдвое.
Однако сторонам еще предстоит подписать соглашение о создании СП и поставках газа, и когда это произойдет — неизвестно. По имеющейся информации, стороны до последнего времени никак не могли договориться о стоимости газа, до сих пор не разработана приемлемая для всех формула цены. В Газпроме заявляют: главное — не цена, а объемы поставок. Между тем недавно информагентства опубликовали сообщение одного из участников переговоров: Казахстан не будет гарантировать Газпрому необходимые объемы поставок газа, поскольку его не устраивает цена закупки этого газа со стороны российской компании.
А в конце мая этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил: «Мы договорились с российской стороной о строительстве второй очереди газоперерабатывающего завода в Оренбурге по системе совместного предприятия с владением 50 на 50. Казахстан будет владеть половиной акций этого завода и фактически являться его соуправляющим и совладельцем». Кроме того, по его словам, российская и казахстанская стороны решили вопрос «справедливой цены на газ, который будет продаваться с Карачаганакского месторождения»: «Это очень важная новость как для Казахстана, так и для наших инвесторов. В результате страна получит дополнительно несколько сотен миллионов долларов, которые ранее она теряла».
Между тем в Газпроме отказались прокомментировать заявление президента Казахстана и назвать цену, по которой газ будет поставляться на Оренбургский ГПЗ. По нашим данным, Казахстан требует увеличения стоимости газа на российско-казахстанской границе с нынешних 47 — 50 долларов за тысячу кубометров до 140 долларов. Очевидно, что концерну все-таки придется пойти на уступки: альтернативы газу с Карачаганака у него сегодня нет, степень выработанности Оренбургского месторождения по газу превысила 60%, а его остаточные запасы относятся к категории трудноизвлекаемых.
|